Подводя итоги жизни

Подводя итоги жизни
Как хотелось бы мне снять с себя ответственность за неудачную концовку жизни! Если бы история сложилась по-другому и СССР просуществовал ещё несколько десятилетий, я бы наверняка остался в авиации, занимался любимой работой и продвигался по служебной лестнице. Если бы после ухода с Молнии во главе нашего коллектива оказался другой человек, может и развивалась фирма так, что была и приличная зарплата, и достойная пенсия. Если бы химкинские власти выполняли свои обещания по сносу ветхого жилья, мы бы давно уже жили в новой квартире. Ох уж эти если!
А всего-то надо было следовать молитве американского проповедника Рейнхольда Нибура:
«Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого».
Не хватило мне мужества во время работы на Факеле, когда мы ютились в одной комнате, сменить инженерную специальность на рабочую и поработать на стройке с перспективой получения новой квартиры.
Надо было менять работу максимум лет через пять после того, как я расстался с Молнией и понял, что перспектив у новой фирмы нет.
Эти две серьёзнейшие жизненные ошибки привели к тому, что старость проходит в убогой квартире и получаю я не менее убогую пенсию.
Но это не значит, что всё в моей жизни безнадёжно плохо. Нет.
У меня есть любящая, любимая, и всё понимающая и прощающая жена.
Мы воспитали детей, за которых, я уверен, нам никогда не будет стыдно.
Трое внуков заставляют забывать о годах, поддерживают нас с женой в постоянном тонусе.
Мы обеспечили детей отдельными квартирами, их старт в самостоятельную жизнь сложился легче, чем у нас – так и должно быть.
Мы построили большой загородный дом и намереваемся большую часть времени проводить не в нашей развалюхе в Химках, а на природе.
Когда мне было лет десять, в очередной приезд в Кольчугино я задал бабушке вопрос: «Бабушка, я знаю, что все умирают, это, наверное, так страшно?» На что бабушка (а она была очень мудрой женщиной) ответила очень просто: «Петя, когда приходит смерть к старым людям, они уже так устают жить, что смерть им не страшна. Ведь ты, набегавшись за день, устаёшь и с удовольствием ложишься спать». Меня этот ответ вполне устроил и успокоил.
Если сегодня мне внуки зададут тот же вопрос, я отвечу несколько по-другому. К старости у человека просто иссякает энергия жизни и он должен спокойно принять смерть, освобождая место в бытии для нового поколения. Об этом здорово сказала Наталия Крандиевская:
«Уходят люди и приходят люди.
Три вечных слова — БЫЛО, ЕСТЬ и БУДЕТ-
Не замыкая, повторяют круг.
Венок любви, и радости, и муки
Подхватят снова молодые руки,
Когда его мы выроним из рук.
Да будет он, и лёгкий и цветущий,
Для новой жизни, нам вослед идущей,
Благоухать всей прелестью земной,
Как нам благоухал! Не бойтесь повторенья.
И смерти таинство, и таинство рождения
Благословенны вечной новизной»
Спасибо за прекрасный слог, за разбуженные собственные воспоминания и сладкую тоску о том времени , «когда мы были молодыми», о раздумьях, что, возможно, следовало сделать не так, но уже, увы, поздно.
Римма, как хорошо, что у моей Ирины есть такая подруга, как ты!